Несмотря на то, что логика формирования рыночной цены не менялась уже около 30 лет, трейдеры продолжают искать какие-то новые закономерности, взаимосвязи, придумывают теории, критикуют и модифицируют старые подходы к анализу. В результате подобных исканий была разработана тактика Адверза.
Прежде чем рассматривать конкретные модели, я хотел бы поделиться своим мнением касательно данной методики. Когда я только узнал по тактику Адверза и прочитал несколько обучающих материалов, разочарование не заставило | не заставило себя долго ждать, так как буквально с первого же абзаца методички авторы начали «грузить» эзотерикой, сакральными точками и прочей мистической ерундой, которой не место на финансовом рынке. |
Тем не менее, набравшись терпения, я всё-таки изучил базовые модели, и оказалось, что они ничем не хуже давно известных Волн Вульфа, квадратов Ганна, уровней Фибоначчи и прочих подобных структур.
Учитывая тот факт, что тактику Адверза действительно можно использовать в торговле, но некоторые пункты её инструкции негативно воспринимаются всеми здравомыслящими трейдерами, я решил перевести её на обычный и понятный язык, т.е. исключил всякую мистику.
Авторы тактики Адверза предлагают работать по нескольким графическим фигурам, но основными из них являются модели Расширения и Притяжения.
Модель расширения (МР) – это структура, которая внешне ничем не отличается от расходящегося треугольника.
Для построения бычьей МР нам потребуются четыре точки – по два последовательно растущих минимума и максимума.
Если речь идёт про медвежью формацию, то последовательность экстремумов будет «перевёрнутой». Полагаю, здесь нет ничего сложного, поэтому дальнейшие примеры я буду рассматривать на базе бычьей структуры.
Итак, на первом этапе разметки фиксируем точки 1 (первый Low), 2 (первый High), 3 (второй Low), 4 (второй High), после чего проводим две касательные линии 1-3 и 2-4.
Сложного ничего нет. Теперь, согласно тактике Адверза, необходимо найти базовую точку отсчёта (в оригинале обозначается СР, но я предпочитают использовать кодовую цифру «0», так как в этом случае проще описывать дальнейшие действия), выступающую фундаментом для всей формации. Она расположена на пересечении обозначенных ранее двух касательных.
На втором этапе приступаем к расчёту проекции цели будущего движения, в частности, для решения этой задачи следует придерживаться следующих правил:
Затем через проекцию проводим вертикальные линии и получаем в итоге целевую точку 6. Как можно заметить, пятый экстремум в описании был пропущен – здесь нет ошибки, просто он должен сформироваться между 4 и 6, а строгих ограничений по пропорциям и соотношениям для него не предусмотрено.
Тем не менее, пятый экстремум в тактике Адверза играет важную роль, поскольку сделку на покупку актива следует открывать только после того, как на графике появятся его ясные очертания.
Допущения и ограничения модели Расширения:
Кроме этого, модель Расширения позволяет оценить силу тренда. Для этого достаточно сравнить отрезки 0-1 и 1-3. Если первый окажется меньше второго – тенденция сильная, в обратном случае – слабая.
В отличие от предыдущей формации, структура притяжения (МП), как самостоятельная фигура, появляется гораздо реже. Внешне она ничем не отличается от сходящегося треугольника/клина.
Тем не менее, чтобы МП была истинной, необходимо соблюсти одно важное условие, на которое никто не обращает внимания при построении обычных треугольников – точка 5 должна располагаться выше экстремума 2, если мы говорим о медвежьей структуре, и ниже, если рассматриваем бычий паттерн.
Что касается принципа отработки МП, то здесь всё просто – после появления пятого экстремума необходимо дождаться момента, | когда цена пробьёт линию 1-3. Как только это произошло, разумно открывать короткую позицию. |
Таким образом, тактика Адверза по своей сути ничем не отличается от классического технического анализа, поэтому всю мистическую мишуру и созданный авторами ореол таинственной можно смело отбрасывать в сторону. В «сухом остатке» остаются (извиняюсь за тавтологию) лишь стандартные подходы, известные трейдерам и инвесторам ещё со времён Великой Депрессии.