Многие трейдеры искренне считают, что торговля по методике Price Action заключается в механическом поиске однотипных фигур и сигналов, доказавших свою эффективность в прошлом. Отчасти, это действительно так, но работа по чистому графику неразрывно связана с выработкой верных психологических установок, которые помогают избегать опасных ситуаций.
В принципе, с сигналами проблемы возникают редко. Даже при помощи технических индикаторов можно с высокой степенью достоверности идентифицировать области перекупленности и перепроданности, после достижения которых цена часто разворачивается.
Иначе обстоят дела с определением конкретной точки входа и установкой стоп-лосса, поскольку на современном рынке очень часто формируются ложные всплески. Психология Price Action как раз и ориентирована на фильтр подобных ситуаций.
Что такое психология рынка
Сторонников торговли по чистому графику можно сравнить с автомобилистами, которые бывают двух типов – первые строго соблюдают правила и практически не задумываются над происходящим вокруг. Вторые, кроме соблюдения ПДД, учитывают ещё мотивы остальных участников движения, так как наличие знака не гарантирует того, что на него обращают внимание другие водители.
Таким образом, психология Price Action неразрывно связана с интерпретацией мотивов и действий остальных участников торгов, т.е. это не какие-то абстрактные установки из разряда «тренд твой друг», а конкретная прикладная область знаний.
Любая модель состоит из четырёх ключевых элементов – цен Open и Close, а также верхней и нижней теней.
Диапазоны между Open и Close представляют собой основу любой фигуры, так как именно в этом коридоре покупатели и продавцы набирают (сбрасывают) позиции.
Тени, как правило, формируются в результате следующих причин:
Здесь следует отметить, что психология Price Action не предполагает никакой «торговли против толпы». Просто следует учитывать, что сработавший стоп-лосс у слабого игрока – это выгодный вход крупного спекулянта, так как для совершения сделки на рынке требуются две стороны – покупатель и продавец.
Перечисленные выше ситуации – это бесспорные факты, доказанные многочисленными наблюдениями. Поэтому не удивительно, что у некоторых трейдеров возникают заблуждения относительно того, что крупный спекулянт всегда двигает рынок в свою сторону.
На самом деле, подобных «тяжеловесов» на рынке очень много. И поэтому каждый из них защищает свою позицию от конкурентов, в результате чего на графике формируются определённые уровни, от которых цена отбивается как по приказу (часто подобные планки проходят через цены Open и Close, т.е. ограничивают диапазон набора позиции).
Под влиянием всех перечисленных факторов формируются знакомые многим трейдерам паттерны, т.е. графические модели – это не что иное, как описание наиболее часто встречающихся рыночных манипуляций.
Как я уже отмечал в самом начале статьи, психология в данном случае является более широким понятием, чем принято считать. Поэтому она описывает не личные установки и ограничения, а является скорее элементом социодинамики – науки, моделирующей поведение различных субъектов.
Если учесть всё вышесказанное, то можно сделать следующий вывод - чтобы торговля по чистому графику приносила стабильный результат, необходимо научиться: